В российском обществе весьма неоднозначно была воспринята инициатива применения нового образовательного стандарта (ФГОС). Образовались группы как поддержки нововведения, так и его активных противников. Многие родители настолько настороженно отнеслись к ФГОС, что даже обратились к главе государства с открытым письмом, в котором просят о приостановке введения стандарта.
Что же нового предлагает данный документ?
Как показывает изучение стандарта, действительно, произошла своеобразная стратегическая переориентация на постепенное внедрение новых подходов как к содержанию, так и к методическим основам организации учебного процесса в школах страны.
В частности, ФГОС предполагает:
ФГОСом утвержден минимальный уровень знаний по всем дисциплинам. Изменения коснутся, например, изучения литературы. Приводится перечень тех произведений, которые обязательны к прочтению. Определяется список теоретико-литературных понятий, владеть которыми должен выпускник девятого класса и т.п.
Стандарт ориентирован на то, чтобы из стен школы выходил человек, готовый к проявлению инициативы в нетипичных ситуациях, имеющий представление о сложности и многообразии окружающего мира. Для этого в нем со школьной скамьи необходимо воспитывать желание саморазвиваться и самообразовываться. Ученик должен обладать важными компетенциями в сфере социальных отношений, уметь справиться с трудной необычной задачей.
Однако не все родители позитивно относятся к новшествам в образовательном процессе. Многие отдают предпочтение проверенным традиционным способам обучения, считая их базисом российского общества.
Критика со стороны родителей направлена в первую очередь на то, что ФГОС переориентируется с академического подхода на системно-деятельностный, на метапредметные компетенции. А это значит, что в голову ученика закладывается не традиционная академическая информация, а необходимость самому уметь искать нужные сведения, анализировать их и фактически открывать самостоятельно новые знания.
Также сомнениям подвергается и активная цифровизация процесса обучения. Возможность дистанционного обучения, использование электронных пособий, введение цифровых образовательных курсов некоторыми родителями оценивается как угроза традиционной роли учителя и существованию детского ученического коллектива.
Особое внимание критически настроенные родители уделяют возможности формировать классы с учетом индивидуальных способностей учеников, состояния их здоровья. Также ФГОС предусматривает варианты объединения в группы детей, имеющих общие профессиональные и социальные интересы и потребности. Это, по мнению родителей, может закрепить изначальное социальное неравенство в обществе.
Сама по себе ориентация на индивидуализацию обучения и его вариативность, стремление к усилению компетенций в проектной деятельности, по мнению критиков стандарта, просто копирует западную либеральную модель поведения, которая нам чужда.
Однако учителя выдвигают свои аргументы в защиту ФГОС. Они обращают внимание на сильные стороны стандарта:
Сами педагоги считают, что есть много недостатков в схемах реализации новых подходов в обучении. Сохранение традиционной и во многом устаревшей классно-урочной системы не позволяет в полном масштабе реализовать преимущества проектной деятельности и инновационных подходов. Одна из причин – недостаточное понимание самими учителями новых задач и направлений, предложенных ФГОС.
Другие новости