Новый стандарт в образовательном процессе стал предметом острых дискуссий

Новый стандарт в образовательном процессе стал предметом острых дискуссий

В российском обществе весьма неоднозначно была воспринята инициатива применения нового образовательного стандарта (ФГОС). Образовались группы как поддержки нововведения, так и его активных противников. Многие родители настолько настороженно отнеслись к ФГОС, что даже обратились к главе государства с открытым письмом, в котором просят о приостановке введения стандарта.

Что же нового предлагает данный документ?

Как показывает изучение стандарта, действительно, произошла своеобразная стратегическая переориентация на постепенное внедрение новых подходов как к содержанию, так и к методическим основам организации учебного процесса в школах страны.

В частности, ФГОС предполагает: 

  • введение патриотического и экологического воспитания
  • смещение акцента при обучении первому иностранному языку на проблемы освещения традиций, культуры и истории нашего отечества
  • отмену статуса второго иностранного языка как обязательного для средней школы
  • введение уроков по финансовой грамотности детей
  • замену третьего урока физкультуры на урок по шахматам в начальных классах

ФГОСом утвержден минимальный уровень знаний по всем дисциплинам. Изменения коснутся, например, изучения литературы. Приводится перечень тех произведений, которые обязательны к прочтению. Определяется список теоретико-литературных понятий, владеть которыми должен выпускник девятого класса и т.п.

Стандарт ориентирован на то, чтобы из стен школы выходил человек, готовый к проявлению инициативы в нетипичных ситуациях, имеющий представление о сложности и многообразии окружающего мира. Для этого в нем со школьной скамьи необходимо воспитывать желание саморазвиваться и самообразовываться. Ученик должен обладать важными компетенциями в сфере социальных отношений, уметь справиться с трудной необычной задачей.

Однако не все родители позитивно относятся к новшествам в образовательном процессе. Многие отдают предпочтение проверенным традиционным способам обучения, считая их базисом российского общества.

Критика со стороны родителей направлена в первую очередь на то, что ФГОС переориентируется с академического подхода на системно-деятельностный, на метапредметные компетенции. А это значит, что в голову ученика закладывается не традиционная академическая информация, а необходимость самому уметь искать нужные сведения, анализировать их и фактически открывать самостоятельно новые знания.

Также сомнениям подвергается и активная цифровизация процесса обучения. Возможность дистанционного обучения, использование электронных пособий, введение цифровых образовательных курсов некоторыми родителями оценивается как угроза традиционной роли учителя и существованию детского ученического коллектива.

Особое внимание критически настроенные родители уделяют возможности формировать классы с учетом индивидуальных способностей учеников, состояния их здоровья. Также ФГОС предусматривает варианты объединения в группы детей, имеющих общие профессиональные и социальные интересы и потребности. Это, по мнению родителей, может закрепить изначальное социальное неравенство в обществе.

Сама по себе ориентация на индивидуализацию обучения и его вариативность, стремление к усилению компетенций в проектной деятельности, по мнению критиков стандарта, просто копирует западную либеральную модель поведения, которая нам чужда.

Однако учителя выдвигают свои аргументы в защиту ФГОС. Они обращают внимание на сильные стороны стандарта:

  1. Дети учатся адаптироваться к современным реалиям, бурно развивающемуся прогрессу. При этом сам процесс обучения не переключается полностью на цифровые технологии. По-прежнему главным материальным объектом передачи и получения знания являются бумажные учебники.
  2. Современный мир настоятельно требует от человека умения быстро понимать и применять меняющиеся «правила игры», четко разрабатывать стратегии своего движения к цели, работать в команде. Если же его приучают с детства к шаблонному следованию стандартного алгоритма действий, то он будет проигрывать в конкурентной борьбе и не станет успешным.
  3. Отказ от электронных методов обучения равносилен тому, чтобы просто отвернуться от современных технологий и перейти к примитивным способам производства. Базовые ценности должны дополняться умением ориентироваться в сложных современных условиях.

Сами педагоги считают, что есть много недостатков в схемах реализации новых подходов в обучении. Сохранение традиционной и во многом устаревшей классно-урочной системы не позволяет в полном масштабе реализовать преимущества проектной деятельности и инновационных подходов. Одна из причин – недостаточное понимание самими учителями новых задач и направлений, предложенных ФГОС.